Азрафэль (Ольга Белоконь) (azraphel_) wrote in cetusigma,
Азрафэль (Ольга Белоконь)
azraphel_
cetusigma

Цитаты о Цетаганде и цетагандийцах

Здесь собраны цитаты из различных интервью и статей Лоис Буджолд. Сами статьи лежат на Лавке Миров: http://lavka.lib.ru/bujold/!buj_inter.htm

Интервью Саффорда Льюиса с Лоис М. Буджолд

…Цетаганда также имела восточные образцы. Меня очень интересовала Хэйанская Япония, период высокого развития культуры в девятом веке, в который, помимо прочего, был написан первый роман — женщиной, Мурасаки Сикибу. Это «Гэндзи-моногатари», классика японской литературы. Меня интересовала эта культура, как и культура Китая того же периода и более позднего периода последних маньчжуров (конец XIX и начало XX веков). Я почерпнула оттуда некоторые идеи государственного устройства и культуры, которые соединились с очень прогрессивными идеями генной инженерии и мыслями о том, как люди будут жить в условиях технологического воспроизводства. Все это соединилось в моем сознании и дало плоды в виде цетагандийцев, у которых есть высокоразвитая культура, иерархическое общество, — и все это, если заглянуть дальше поверхностного блеска, имеет чисто биологическое объяснение. Все это соединилось, чтобы дать Цетаганду.
Создавать цетагандийцев было забавно, потому что до какого-то времени я давала их в виде очень неполного и эскизного наброска. Когда же я принялась за сюжет, который разворачивался непосредственно на Цетаганде, мне захотелось вырваться из своих собственных рамок. Мне хотелось разрушить те ожидания, которые уже сформировались у моих читателей. Хорошо: когда мы по-настоящему узнаем эту культуру, то какой она оказывается? Потому что все всегда оказывается не таким, как кажется на первый взгляд. Было забавно углубиться в цетагандийское общество и показать, как оно действует и почему оно совершенно не похоже на то, что все ожидали увидеть.
"Цепь из самоценных звеньев"
Опубликовано в качестве послесловия к роману "Цетаганда" (АСТ, 1996 г.)
…У меня давно зрел шутовской замысел: отправить Майлза с Айвеном на Цетаганду по случаю похорон государственного деятеля. То есть забросить парочку незадачливых молодых барраярцев в логово врага, в застегнутое на все пуговки общество, и посмотреть, сколько же неприятностей они способны найти на свою голову. Я писала "Цетаганду" как развлекаловку, но есть в ней кой-какие странные моменты. Это скорее очерк, чем психологический роман. Характеры Майлза и Айвена не претерпевают глубинных изменений, но, безусловно, путешествие для обоих оказалось уроком, а мы вместе с ними знакомимся с весьма необычным обществом. Это что-то типа комедии нравов, межжанровый гибрид, родственный Питеру Уимси (обаятельный старый аристократ, герой детективных романов Дороти Сэйерс. - Прим. пер.) и Джорджетте Хейер (писательница, автор множества "легких" исторических романов.' - Прим. перев.).
…Цетаганда тоже оставляет желать лучшего. Это двухэтажная аристократическая система, которая делает упор на генноинженерию - и потому цетагандийцы в далеком будущем обещают сделаться окончательно непохожими на людей. Это место, где договорная реальность начинает влиять на реальность реальную, ибо аут-лорды, центральная раса, сами себя перекраивают.
…В "Цетаганде" яснее, чем в прочих книгах цикла, чувствуется, что мир меняется, и Майлз перед этими переменами бессилен. Эти изменения начались, конечно, не вчера, но, поскольку я сосредоточена на отдельном отрезке времени - жизни самого Майлза, мы видим лишь маленький фрагмент этих перемен.

Авторское послесловие к сборнику "Майлз, секреты и сумятица"
("Miles, Mystery and Mayhem", Baen Books, декабрь 2001)

…Десять лет спустя, в "Цетаганде", я исследовала совершенно несопоставимые последствия той же самой репродуктивной технологии, но в полностью другой общественной среде. Цетагандийские хауты используют репликаторы и связанную с ними генную инженерию, чтобы создавать целостный геном собственной расы как общее достояние, находящееся под строжайшим централизованным контролем. Пускай и рассеянный между множеством особей, геном рассматривается как произведение искусства, которое сознательно ваяют, словно скульптор - статую, его хранительницы - женщины хаутов. Куда они в конце концов придут, даже сами хаут-леди не смеют предполагать - и это одна из немногих их привлекательных черт.
Кроме того, "Цетаганда" позволила мне получить нечто очень важное для писателя, особенно если он пишет серию, - прокомментировать или раскритиковать те допущения, которые присутствовали в более ранних книгах. Изначально я завела цетагандийцев как закулисную силу, универсальных "плохих парней", которые будут строить козни против моих героев. Но тут барраярцы сами начали превращаться в "плохих парней" - с определенных точек зрения. Чем ближе я к ним подходила, тем многообразнее и полнее становилась картинка. Никто не является негодяем в своих собственных глазах; когда речь вплотную зашла о цетагандийцах, они тоже стали сложнее и неоднозначней. И я этим эффектом оказалась очень довольна.

Транскрипт чата с Л. Буджолд участников ФорКона-2002.

ФорКон: Продолжаем. Теперь насчет гем-лордов.
Мы подозреваем, что аут-лорды получились из французского слова haut
(высокий), но почему "гем" - это не производное от греческого корня,
обозначающего "кровь"? Или у этого термина есть другое происхождение?
Лоис: Это слово я создала просто из-за его звучания, когда
цетагандийцы были всего лишь побочной, предназначенной к забвению
линией сюжета.
Лоис: И так я обременила себя множеством проблем с наименованием
на всем протяжении серии книг. Зафиксировано, что все главные герои
обладают именами, начинающимися с одного и того же слога... GA
ФорКон: Хорошо. Гем-кланы и созвездия - это
два термина для одного и того же или разные вещи?
Лоис: Вижу, мы с вами немного выбиваемся из фазы в вопросах-ответах,
но надеюсь, вы сможете разобраться, что идет за чем. Гем-кланы - это
семьи гемов, аут-созвездия - это генные группы аутов. Так было задумано
относительно двух разных классов цетагандийцев. GA
Лоис: Можно думать о созвездиях как об аутских кланах или больших
семействах либо как о "чашках Петри" для генов. Так ауты делятся на
группы, чтобы отследить различные генетические эксперименты и
скрещивания. GA
Лоис: Ни через секс, ни через брак нельзя попасть в созвездие,
только посредством своего генома. GA

ФорКон: Спасибо. Продолжаем. Почему Райан в
финале "Цетаганды" коснулась щеки Майлза? Мы подозреваем, что она взяла
у него пробу тканей. Это так?
Лоис: Майлз оставил множество клеток на протяжении всей этой
истории, чтобы можно было сделать из них пробу; не думаю, что Райан
на тот момент требовалось собрать еще. GA
Лоис: Думаю, Райан действовала просто из любопытства. Насколько
я помню, до того она Майлза не касалась. ga
ФорКон: (ага, в таком случае маленький вопрос:
как ей, понравилось? :-)
ФорКон: Следующий. Не захотите ли вы когда-нибудь
написать книгу с точки зрения цетагандийца? Так сказать, "взгляд на империю
изнутри"?
Лоис: Я воспринимаю аутов как овоцитарную империю (яйцеклетка в
противоположность сперматозоиду; женское против мужского) -- вместо того,
чтобы распространяться вширь, они посвящают себя тому, чтобы все впускать
и ничего не выпускать. Качество, а не количество - пока что так. GA

Ответы ЛМБ на Gaylaxicon'е
Записки по памяти Anna R. Bradley (tpau@cs.brandeis.edu) о разговорах и выступлениях Буджолд
на конвенте Gaylaxicon (США, Бостон, Массачусетс, 1-4 июля 2005)

…Цетагандийская оккупация Барраяра "написана с" России и Вьетнама. И когда она закончилось, наступило время ответной ксенофобии или интереса.
Лоис не знает, почему Цетаганда вторглась на Барраяр. У аут-леди должен был быть какой-то план, который и позволил этому случиться.
…На Цетаганде - многослойные развевающиеся мантии поверх просторных комбинезонов. Рисунки by tomas kenti. Гем-грим занимает все лицо.
…Цетаганда - "овоцитарная" империя. Не мужчины стремятся завоевывать и распространять свой геном, но вместо этого гены допускаются внутрь социума. Эта империя в большой мере управляется женщинами.

FAQ по материалам встречи с ЛМБ на "Страннике-2000".

…Но почему Цетаганда не могла просто заблокировать туннели, ведущие к Барраяру?
Это сложный вопрос, и однозначный ответ на него мне неизвестен.
Нам показалось, что исключительная физическая красота аутов свойственна леди, но не лордам. Верно ли, что этот признак у них "сцеплен" с полом?
Когда я писала "Цетаганду", я показывала окружающих глазами Майлза, а он бы вряд ли заметил привлекательную мужскую внешность. Но мне кажется, цетагандийские аут-лорды довольно красивы - высокие, статные.
Hам удалось найти реальные прототипы культур почти ко всем планетам, за исключением Цетаганды. Что послужило прототипом для нее?
Эта конструкция построена из двух культур: Японии 19 века, и Китая династии Мин. Очень поверхностно. Плюс мощь науки генетики. Я просто представила себе, во что превратились бы со временем подобная культура, попади в ее руки биология и генетика.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments