Азрафэль (Ольга Белоконь) (azraphel_) wrote in cetusigma,
Азрафэль (Ольга Белоконь)
azraphel_
cetusigma

Цитаты о Цетаганде и цетагандийцах

Здесь собраны цитаты из различных интервью и статей Лоис Буджолд. Сами статьи лежат на Лавке Миров: http://lavka.lib.ru/bujold/!buj_inter.htm

Интервью Саффорда Льюиса с Лоис М. Буджолд

…Цетаганда также имела восточные образцы. Меня очень интересовала Хэйанская Япония, период высокого развития культуры в девятом веке, в который, помимо прочего, был написан первый роман — женщиной, Мурасаки Сикибу. Это «Гэндзи-моногатари», классика японской литературы. Меня интересовала эта культура, как и культура Китая того же периода и более позднего периода последних маньчжуров (конец XIX и начало XX веков). Я почерпнула оттуда некоторые идеи государственного устройства и культуры, которые соединились с очень прогрессивными идеями генной инженерии и мыслями о том, как люди будут жить в условиях технологического воспроизводства. Все это соединилось в моем сознании и дало плоды в виде цетагандийцев, у которых есть высокоразвитая культура, иерархическое общество, — и все это, если заглянуть дальше поверхностного блеска, имеет чисто биологическое объяснение. Все это соединилось, чтобы дать Цетаганду.
Создавать цетагандийцев было забавно, потому что до какого-то времени я давала их в виде очень неполного и эскизного наброска. Когда же я принялась за сюжет, который разворачивался непосредственно на Цетаганде, мне захотелось вырваться из своих собственных рамок. Мне хотелось разрушить те ожидания, которые уже сформировались у моих читателей. Хорошо: когда мы по-настоящему узнаем эту культуру, то какой она оказывается? Потому что все всегда оказывается не таким, как кажется на первый взгляд. Было забавно углубиться в цетагандийское общество и показать, как оно действует и почему оно совершенно не похоже на то, что все ожидали увидеть.
"Цепь из самоценных звеньев"
Опубликовано в качестве послесловия к роману "Цетаганда" (АСТ, 1996 г.)
…У меня давно зрел шутовской замысел: отправить Майлза с Айвеном на Цетаганду по случаю похорон государственного деятеля. То есть забросить парочку незадачливых молодых барраярцев в логово врага, в застегнутое на все пуговки общество, и посмотреть, сколько же неприятностей они способны найти на свою голову. Я писала "Цетаганду" как развлекаловку, но есть в ней кой-какие странные моменты. Это скорее очерк, чем психологический роман. Характеры Майлза и Айвена не претерпевают глубинных изменений, но, безусловно, путешествие для обоих оказалось уроком, а мы вместе с ними знакомимся с весьма необычным обществом. Это что-то типа комедии нравов, межжанровый гибрид, родственный Питеру Уимси (обаятельный старый аристократ, герой детективных романов Дороти Сэйерс. - Прим. пер.) и Джорджетте Хейер (писательница, автор множества "легких" исторических романов.' - Прим. перев.).
…Цетаганда тоже оставляет желать лучшего. Это двухэтажная аристократическая система, которая делает упор на генноинженерию - и потому цетагандийцы в далеком будущем обещают сделаться окончательно непохожими на людей. Это место, где договорная реальность начинает влиять на реальность реальную, ибо аут-лорды, центральная раса, сами себя перекраивают.
…В "Цетаганде" яснее, чем в прочих книгах цикла, чувствуется, что мир меняется, и Майлз перед этими переменами бессилен. Эти изменения начались, конечно, не вчера, но, поскольку я сосредоточена на отдельном отрезке времени - жизни самого Майлза, мы видим лишь маленький фрагмент этих перемен.

Авторское послесловие к сборнику "Майлз, секреты и сумятица"
("Miles, Mystery and Mayhem", Baen Books, декабрь 2001)

…Десять лет спустя, в "Цетаганде", я исследовала совершенно несопоставимые последствия той же самой репродуктивной технологии, но в полностью другой общественной среде. Цетагандийские хауты используют репликаторы и связанную с ними генную инженерию, чтобы создавать целостный геном собственной расы как общее достояние, находящееся под строжайшим централизованным контролем. Пускай и рассеянный между множеством особей, геном рассматривается как произведение искусства, которое сознательно ваяют, словно скульптор - статую, его хранительницы - женщины хаутов. Куда они в конце концов придут, даже сами хаут-леди не смеют предполагать - и это одна из немногих их привлекательных черт.
Кроме того, "Цетаганда" позволила мне получить нечто очень важное для писателя, особенно если он пишет серию, - прокомментировать или раскритиковать те допущения, которые присутствовали в более ранних книгах. Изначально я завела цетагандийцев как закулисную силу, универсальных "плохих парней", которые будут строить козни против моих героев. Но тут барраярцы сами начали превращаться в "плохих парней" - с определенных точек зрения. Чем ближе я к ним подходила, тем многообразнее и полнее становилась картинка. Никто не является негодяем в своих собственных глазах; когда речь вплотную зашла о цетагандийцах, они тоже стали сложнее и неоднозначней. И я этим эффектом оказалась очень довольна.

Транскрипт чата с Л. Буджолд участников ФорКона-2002.

ФорКон: Продолжаем. Теперь насчет гем-лордов.
Мы подозреваем, что аут-лорды получились из французского слова haut
(высокий), но почему "гем" - это не производное от греческого корня,
обозначающего "кровь"? Или у этого термина есть другое происхождение?
Лоис: Это слово я создала просто из-за его звучания, когда
цетагандийцы были всего лишь побочной, предназначенной к забвению
линией сюжета.
Лоис: И так я обременила себя множеством проблем с наименованием
на всем протяжении серии книг. Зафиксировано, что все главные герои
обладают именами, начинающимися с одного и того же слога... GA
ФорКон: Хорошо. Гем-кланы и созвездия - это
два термина для одного и того же или разные вещи?
Лоис: Вижу, мы с вами немного выбиваемся из фазы в вопросах-ответах,
но надеюсь, вы сможете разобраться, что идет за чем. Гем-кланы - это
семьи гемов, аут-созвездия - это генные группы аутов. Так было задумано
относительно двух разных классов цетагандийцев. GA
Лоис: Можно думать о созвездиях как об аутских кланах или больших
семействах либо как о "чашках Петри" для генов. Так ауты делятся на
группы, чтобы отследить различные генетические эксперименты и
скрещивания. GA
Лоис: Ни через секс, ни через брак нельзя попасть в созвездие,
только посредством своего генома. GA

ФорКон: Спасибо. Продолжаем. Почему Райан в
финале "Цетаганды" коснулась щеки Майлза? Мы подозреваем, что она взяла
у него пробу тканей. Это так?
Лоис: Майлз оставил множество клеток на протяжении всей этой
истории, чтобы можно было сделать из них пробу; не думаю, что Райан
на тот момент требовалось собрать еще. GA
Лоис: Думаю, Райан действовала просто из любопытства. Насколько
я помню, до того она Майлза не касалась. ga
ФорКон: (ага, в таком случае маленький вопрос:
как ей, понравилось? :-)
ФорКон: Следующий. Не захотите ли вы когда-нибудь
написать книгу с точки зрения цетагандийца? Так сказать, "взгляд на империю
изнутри"?
Лоис: Я воспринимаю аутов как овоцитарную империю (яйцеклетка в
противоположность сперматозоиду; женское против мужского) -- вместо того,
чтобы распространяться вширь, они посвящают себя тому, чтобы все впускать
и ничего не выпускать. Качество, а не количество - пока что так. GA

Ответы ЛМБ на Gaylaxicon'е
Записки по памяти Anna R. Bradley (tpau@cs.brandeis.edu) о разговорах и выступлениях Буджолд
на конвенте Gaylaxicon (США, Бостон, Массачусетс, 1-4 июля 2005)

…Цетагандийская оккупация Барраяра "написана с" России и Вьетнама. И когда она закончилось, наступило время ответной ксенофобии или интереса.
Лоис не знает, почему Цетаганда вторглась на Барраяр. У аут-леди должен был быть какой-то план, который и позволил этому случиться.
…На Цетаганде - многослойные развевающиеся мантии поверх просторных комбинезонов. Рисунки by tomas kenti. Гем-грим занимает все лицо.
…Цетаганда - "овоцитарная" империя. Не мужчины стремятся завоевывать и распространять свой геном, но вместо этого гены допускаются внутрь социума. Эта империя в большой мере управляется женщинами.

FAQ по материалам встречи с ЛМБ на "Страннике-2000".

…Но почему Цетаганда не могла просто заблокировать туннели, ведущие к Барраяру?
Это сложный вопрос, и однозначный ответ на него мне неизвестен.
Нам показалось, что исключительная физическая красота аутов свойственна леди, но не лордам. Верно ли, что этот признак у них "сцеплен" с полом?
Когда я писала "Цетаганду", я показывала окружающих глазами Майлза, а он бы вряд ли заметил привлекательную мужскую внешность. Но мне кажется, цетагандийские аут-лорды довольно красивы - высокие, статные.
Hам удалось найти реальные прототипы культур почти ко всем планетам, за исключением Цетаганды. Что послужило прототипом для нее?
Эта конструкция построена из двух культур: Японии 19 века, и Китая династии Мин. Очень поверхностно. Плюс мощь науки генетики. Я просто представила себе, во что превратились бы со временем подобная культура, попади в ее руки биология и генетика.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments